Азия

Панорама Таллинская ратуша. Виртуальный тур Таллинская ратуша. Достопримечательности, карта, фото, видео. Староместская ратуша – достояние, достопримечательность и символ Праги Вопросы к дополнительному материалы

История

Таллинская ратуша - единственная сохранившаяся в Северной Европе ратуша в готическом стиле. В письменных источниках Ревельская ратуша упомянута впервые в 1322 году . В то время это было одноэтажное строение из известняка. В конце XIV века, когда торговое значение Реваля в Ганзейском союзе возросло, ратушу стали расширять. XV стал временем наибольшего культурного и торгового расцвета Реваля. При перестройке ратуши в 1402-1404 годах её расширили на аркаду, на втором этаже построили торжественные залы, и здание приобрело представительную башню. В таком виде ратуша соответствовала требованиям богатого ганзейского города и через столетия донесла до нас умение тогдашних местных каменотёсов и тонкий вкус прибывших с чужбины мастеров.

Бюргерский зал

Бюргерский зал, или вестибюль (эст. vorhus ), служил в Средние века помещением для торжественных приёмов и праздников горожан. Здесь выступали также прибывшие в город странствующие музыканты и актёры.

Бюргерский зал характеризуется обилием света. Пилоны, несущие готический сводчатый зал, украшает богатый красками ёлочный узор. Оригинальная роспись пилонов видна на двух сторонх колонны со стороны главной лестницы. В зале внимание привлекают великолепные городские гербы и располагающаяся над дверью, ведущей в зал магистрата, надпись напоминанием:

В кухонное оборудование также лаваторий - с небольшим окном ниша для мытья рук. Длинный жёлоб из природного камня открывался прямо на улицу. Воду ратуша получала из расположенного на рыночной площади колодца, дождевую воду также собирали в большие бочки.

В конце стены кухни находился туалет для ратманов. Средневековая туалетная система была единой по всему дому и относительно хорошо сохранилась до сих пор. При входе в башню обратите внимание на туалетную комнатку башенного сторожа.

Казначейство

На каждого ратмана возлагались точно определённые обязанности, связанные с управлением одной из областей городской жизни. Ратманы, занимающиеся городским счетоводством и хозяйственными вопросами, работали в городском казначействе (эст. kemerie ). Позднее это представительное помещение было превращено в кабинет мэра города.

Две из картин, находящихся в городском казначействе, являются подарками таллинской Ратуше. Это портрет шведской королевы Кристины в детстве и портрет Карла XI в молодости. Другие картины, также изображающие коронованных лиц Европы, входят в собрание Братства черноголовых . В углу зала со стороны площади видна часть средневекового пола.

См. также

Ссылки

  • Страничка о Таллинской ратуше на сайте Виртуальных прогулок VirtualGuide.ru
  • Ратуша Таллина в коллекции красивых мест Эстонии

В каждом средневековом городе имелась площадь, где располагался рынок и проходили ярмарки, проводились торжественные мероприятия и наказывали преступников. Таким местом в самом сердце Таллина была Ратушная площадь.

Сейчас, как и в прежние времена, здесь проходят праздники и ярмарки, отсюда начинаются экскурсионные маршруты. В летнее время здесь расположены многочисленные кафе, а зимой красуется огромная елка. Особенно праздничной и нарядной бывает Ратушная площадь в Дни Старого города, которые проходят в конце мая.

Старожилами этого исторического места являются Ратуша и Аптека , которым более 600 лет.

Ратуша Таллина

Ратуша в Таллине – это единственная сохранившаяся в Северной Европе средневековая Ратуша, построенная в готическом стиле. Летом ее можно полностью обойти – от подвала до башни, на которую ведут 115 ступенек.

Ратуша Таллина была построена в XIII веке и является архитектурным памятником периода поздней готики. В начале XV века здание было перестроено и современный облик здания, а также внутренняя планировка сохранились именно с того времени.

На шпиле башни мы видим флюгер - фигурку Vana Toomas, легендарного Старого Томаса - главного символа города, который был установлен на шпиле в XVI веке.

На втором этаже здания находятся Бюргерский зал и Зал заседания.

В Бюргерском зале проходили торжественные приемы и выступления странствующих артистов и музыкантов. А самым главным был Зал заседаний, где собиралась городская управа и проводились судебные заседания.

На кухне готовили еду для больших праздников. Здесь также был леваторий – ниша для мытья рук с небольшим окном. Воду брали из колодца, расположенного на Ратушной площади.

В подвальных помещениях находились винный погреб и торговый зал. Магистрат хотел, чтобы продажа вина проходила под его контролем, поскольку акциз с продаж приносил большой доход городской казне. Вино в средние века считалось ценным напитком и употреблялось только в праздники и для церковных нужд.

Сейчас в залах, как и в старые времена, иногда проходят торжественные приемы и концерты, а в подвальных помещениях проводятся выставки.

Ратушная площадь Таллина – интересные факты и легенды

  • В центре площади находится плита, символизирующая центр Таллина, так называемый нулевой километр. Существует поверье, что если с этой точки Вы увидите пять шпилей Старого города и загадаете желание, то оно непременно сбудется. Отсюда можно рассмотреть шпиль церкви Девы Марии Домского собора , шпиль церкви Олевисте и колокольню церкви Святого Духа , церковь Нигулисте и главный шпиль Таллина на Ратуше
  • По легенде, Томас – это мальчик из бедной семьи, который однажды влез в состязании лучников и поразил деревянного попугая. За такой поступок его не наказали, а приняли в городскую стражу
  • Считается, что именно в Аптеке на Ратушной площади был изобретен знаменитый эстонский марципан, национальный десерт, основными компонентами которого являются измельченный миндаль и сахарная пудра или сахарный сироп. Считается, что марципан положительно влияет на нервную систему и помогает избавиться от депрессии и головной боли
  • Неподалеку от Аптеки обозначено место, где при археологических раскопках был найден выложенный камнем колодец, а также остатки дренажной системы. Рядом можно увидеть букву Г, выложенную из камней. На самом деле, это не буква, а половина креста. Дело в том, что у позорного столба наказания приводились часто, но настоящая казнь здесь прошла всего один раз и на этом месте был выложен крест. Однако, после одного из ремонтов от креста осталась только половина - в виде буквы Г.

Режим работы Ратуши Таллина в 2019 г.

  • С 25 июня до 31 августа открыта с понедельника по субботу с 10:00 до 16:00
  • Закрыто по воскресеньям, 6 июля, 20, 23 и 29 августа и во время официальных приемов
  • В зимний период (с октября по июнь) Ратушу можно посетить по предварительной записи e-mail: [email protected] или по телефону (+ 372) 6 457 900 или (+372) 6 457 906

Режим работы смотровой площадки на башне Ратуши в 2019 г.

  • С 15 мая по 15 сентября ежедневно с 11:00 до 18:00. Последний вход в 17:30
  • Закрыто 23 и 24 июня
  • В зимний период смотровая площадка на башне закрыта

Стоимость билетов в Ратушу Таллина в 2019 г.

  • Взрослые - 5 евро
  • Студенты - 3 евро
  • Семейный билет (2 взрослых и дети до 16 лет) - 10 евро

Стоимость билетов на смотровую площадку на башне Ратуши в 2019 г.

  • Взрослые - 3 евро
  • Для детей до 16 лет - 1 евро
  • Банковские карты к оплате не принимаются!

Официальный сайт Ратуши Таллина

Ратушная площадь в Таллине – это визитная карточка столицы Эстонии, душа старого города, прекрасная в любое время года.

Что такое ратуша? На ум приходит здание с остановившимися часами из фильма «Приключения Электроника» или здание с карильонами, под звуки которых почтальон объяснился в любви в фильме «Добро поржаловать».

Что говорят словари

Ратуша - это, по определению толковых словарей, средневековый городской купеческий орган самоуправления. Развился в XII—XIV веках в торговых городах Германии. Распространившись по Европе, ратуша принимает различные формы. В некоторых городах она совмещает судебную власть и мэрию.

Второе значение слова «ратуша» - это здание, в котором располагается городской совет. Являющееся главным административным зданием города, оно обыкновенно очень интересное с точки зрения архитектуры сооружение. В XIX веке значение ратуш возрождается, и строятся красивые современные мэрии.

Во Франции здание ратуши называется Отель-де-Виль, что в переводе «городской особняк». После революции 1789 года переименовывается в мэрию. Бельгия и Канада во франкоговорящих районах сохраняют то же название.

В Англии ее называют Таун-холл или Сити-холл. В Португалии - Paços do concelho, что значит «дворец округа». А в Италии совсем неромантично - Palazzo comunale, то есть «коммунальное здание».

Средневековая ратуша - это лицо города

Возникнув в Германии, ратуши быстро распространились по другим странам. Здание ратуши было главным в городе, и по его внешнему виду составляли мнение о богатстве торговли.

Сложился архитектурный тип здания: двухэтажный дом с залом заседания на втором этаже. Изредка попадались и трехэтажные здания. Обязательным элементом стала многоярусная башня с часами или колоколом. Интересно, что некоторые здания украшались карильонами - колокольчиками, на которых можно было воспроизвести мелодию.

Сейчас эти здания являются исторической ценностью. Баварский город Бамберг известен тем, что его старая ратуша, фото которой можно увидеть ниже, расположена на искусственном острове в русле реки Регниц.

Ратуша имела балкон или эркер для обращения к народу, а под ним - площадку. Таким образом доводили до сведения горожан важные решения городской власти.

Российская ратуша

Ратуша - это довольно старое слово, которое пришло в русский язык по благословению Петра I, основавшего первый орган самоуправления. Название пережило польское преобразование немецкого ратгауза (Rathaus) - «дома советов». На польском это звучит как «ратуш» (ratusz). Случилось это в начале 1699 года, а уже осенью новая административная единица была переименована в ратушу.

Выборы двенадцати бургомистров проходили нелегко, народ воспринял эту должность как новую повинность. Надежда Петра на прекращение воровства поступающих средств не оправдалась, и последовали нововведения.

По аналогии с ратушами в Германии ей была дана власть собирать налоги и решать купеческие дела, производя суд и решая споры. Этот орган самоуправления просуществовал до 1870 года, после чего его заменили городская дума и городская управа.

Современные ратуши разных стран

Здания административного значения строят при расширении делопроизводства. Пристраивают новое крыло или возводят новый корпус. Также обстоит дело и с ратушами в разных городах.

Английский город Бирмингем знаменит зданием Таун-Холла. Его ратуша - это подобие римского храма, выстроенное в 1834 году. Задумано здание было как место для политических дебатов и концертный зал с органом для проведения трехлетнего фестиваля. Средства на него собирали всенародно. Все политики Великобритании выступали в его стенах. Сейчас здесь проводятся различные мероприятия: турниры, выпускные балы, свадьбы и концерты. Нередки званые ужины и показы мод.

В Праге в начале двадцатого века было построено здание новой ратуши для финансовой части. Проект делал О. Полевка, известный архитектор. В нишах внешних стен и на крыше установлены скульптуры, у стен закругленные углы. Это здание очень красиво. Сейчас его используют как губернаторскую канцелярию и конференц-зал, где проходят различные фестивали.

Здания ратуш постепенно меняют свою направленность. Наряду с политическими и экономическими службами эти достопримечательности служат людям в их часы досуга. Существует список древних ратуш, зданий в готическом стиле и самых крупных городских холлов.

Все они интересны для путешественников. Когда вы будете в Европе, поинтересуйтесь, где находится местная ратуша. Это добавит немного истории в вашу поездку.

– это единственное в Северной Европе готическое здание городского самоуправления, дожившее до наших дней. Здание, которому уже более 600 лет, сейчас можно облазить от подвала до башни, куда ведет винтовая лестница с 115 ступеньками.

В 1530 году приехавший из Риги башенных дел мастер Керстен Пелсер установил на шпиле башни флюгер, который местные жители стали называть Старый Тоомас («Vana Toomas» )– выглядит он как усатый воин с флагом в руке. Тот флюгер находился на своем посту до 1944 года, пока в башню таллинской Ратуши не попала бомба — с тех пор оригинальный флюгер можно увидеть в ратушном зале Граждан , а на самой башне красуется его копия.

Вид на шпиль таллинской Ратуши и флюгер со смотровой площадки Kohtuotsa в Верхнем городе:

По легенде, каждую весну в средневековом Таллине на площади возле Больших Морских ворот устраивались состязания лучших лучников города. Самому меткому стрелку, сумевшему поразить мишень в виде деревянного попугая, вручался серебряный кубок. И вот однажды, когда почтенные рыцари выстроились в ряд и натянули свои луки, мишень вдруг упала, пронзенная чьей-то стрелой. Неизвестным стрелком оказался обычный таллинский юноша-бедняк по имени Тоомас.

Проказника отругали и заставили вернуть попугая на место, однако на этом санкции к Тоомасу и ограничились, а затем ему предложили стать городским стражником, что в те времена было огромной честью для бедняка. В последствии Тоомас полностью оправдал оказанное ему доверие, не раз проявляя героизм в сражениях Ливонской войны, а к старости отпустил себе пышные усы и стал как две капли воды похож на бравого воина, возвышавшегося в виде флюгера на башне таллинской Ратуши. С тех пор и повелось называть тот флюгер Старый Тоомас .

Кованые медные водосливы в виде драконьих голов появились на здании таллинской ратуши примерно на век позже установки Старого Тоомаса .


Подвал Ратуши использовался в качестве винного погреба – городской магистрат желал сохранить монополию на продажу алкоголя, ибо это приносило городской казне немалый доход: в Средние века вино в Северной Европе было довольно дорого и считалось напитком для больших праздников и церковных нужд.

На втором этаже таллинской Ратуши находятся ее самые роскошные помещения – залы Купеческий, Бюргерский и Магистрата. В Купеческом зале уважаемые таллинские купцы заключали свои сделки (вдоль стен до сих пор стоят их сундуки, а на стене висит огромная карта ганзейских торговых путей), Бюргерский зал служил в Средние века «общественной приемной» – здесь во время праздников принимали уважаемых и богатых горожан, а также устраивались выступления странствующих актеров и музыкантов. Двери Бюргерского зала были изготовлены на местной фабрике роялей – вот почему они своей черной лаковой поверхностью так похожи на крышку рояля. Стены зала украшают копии гобеленов со сценами из историй о царе Соломоне.

Зал Магистрата являлся главным помещением таллинской Ратуши: здесь вершило свою власть городское собрание, говоря современным языком – горсовет. Здесь же обсуждались и выносились судебные решения, ибо в Таллине магистрату принадлежала и судебная власть, это его качество подтверждает роспись с судебной тематикой на стенах зала и их красный цвет.

Кстати, с судебной функцией зала Магистрата связана одна городская легенда, подтверждением которой может служить деревянная резная фигурка, изображающая мужчину на четвереньках и женщину с пучком прутьев, сидящую на нем верхом. Изображенный там мужчина некогда был городским судьей, а в годы, когда суд над горожанами чинила инквизиция, обвиняемый не должен был знать, какой вид наказания или казни ему уготован – это объявлялось только на лобном месте непосредственно перед действом. Однако по легенде, болтливый судья рассказал о способе казни одного из преступников своей жене, а та немедленно разнесла новость по всему городу. Незадачливый судья поплатился за это жизнью, причем казни предшествовало позорное наказание: он должен был трижды обойти на четвереньках площадь Большого рынка с сидящей у себя на спине женой, пока та стегала его прутьями, после чего разговорчивому судье отрубили голову.

Кроме упомянутых залов есть в здании таллинской Ратуши еще и кухня – там готовили блюда для больших праздников и карнавалов. Длинный желоб выводил использованную кухней воду прямо на брусчатку площади под стенами Ратуши, свежую же воду повара получали из расположенного на рыночной площади колодца, также в большие бочки собирали дождевую воду, благо дожди в Таллине не редкость. В здании Ратуши можно ознакомиться с устройством средневековой канализации, которая вполне сохранилась до сих пор – при входе в башню можно увидеть туалет башенного сторожа.

Башня таллинской Ратуши

Самое же интересное в таллинской Ратуше, с моей точки зрения, это ее высокая доминирующая над всем старым Таллином башня, а точнее – виды с ее колокольной площадки, расположенной на высоте 34 метров.

Взобраться на башню Ратуши можно за три евро, однако нужно упомянуть, что лезть придется высоко и по весьма крутым ступенькам, так что если у вас проблемы с ногами или вы уже устали бродить по городу, трезво оценивайте свои возможности. Хотя виды сверху открываются просто сказочные:



Правда, площадка там довольно маленькая и вид лишь через узкие окошки-бойницы, но они ничем не зарешечены и вполне можно без помех полюбоваться видом Старого города и сделать отличные фотки на память. Некогда городские стражники использовали эту смотровую площадку для наблюдения не приближаются ли к городу вражеские войска или не разгорается где пожар (для скученных старых европейских городов пожары были настоящим бедствием).

Если городу грозила опасность, они били в набатный колокол, который был изготовлен таллинским пушечных дел мастером Хинриком Хартманном в 1586 году. Нижний край колокола украшает надпись: «Высокая слава Господу, Anno Domini 1586. Да хранит каждый свой огонь и пламя, чтобы защитить город от беды «. До недавнего времени в колокол таллинской Ратуши звонили каждый час, натягивая для этого веревку, число ударов соответствовало количеству часов. Сейчас же колокол с помощью электронной системы управляется часами, установленными на фасаде ратуши.

В центре Старого города, наиболее сохранившееся здание средневековой ратуши в Северной Европе. В 2004 году таллинской ратуше исполнилось 600 лет.

История

Таллинская ратуша - единственная сохранившаяся в Северной Европе ратуша в готическом стиле. В письменных источниках Ревельская ратуша упомянута впервые в 1322 году . В то время это было одноэтажное строение из известняка. В конце XIV века, когда торговое значение Реваля в Ганзейском союзе возросло, ратушу стали расширять. XV стал временем наибольшего культурного и торгового расцвета Реваля. При перестройке ратуши в 1402-1404 годах её расширили на аркаду, на втором этаже построили торжественные залы, и здание приобрело представительную башню. В таком виде ратуша соответствовала требованиям богатого ганзейского города и через столетия донесла до нас умение тогдашних местных каменотёсов и тонкий вкус прибывших с чужбины мастеров.

Интерьеры

Подвальный зал и торговый зал

Подвальный зал ратуши использовался в качестве винного погреба (veinikelder). Магистрат желал, чтобы продажа вина проходила под его строгим контролем и, в первую очередь, в винном погребе. Акциз на вино давал большой доход городской казне. В Средние века вино считалось ценным напитком, употреблявшимся только во время больших праздников или для церковных нужд. В подвальном зале находятся самые старые окна ратуши - эти архаичные окна можно узнать по ступенчатым подоконникам. В одном конце помещения сохранилось старинное каминное устье.

Помещение, находящееся над подвальным залом, торговый зал в старых учётных книгах также называли винным погребом, хотя его, очевидно, использовали и как место для складирования и представления более ценных товаров.

Самые роскошные помещения находятся на главном этаже ратуши. Это бюргерский зал, или вестибюль, и самое важное помещение ратуши - зал магистрата .

Бюргерский зал

Бюргерский зал, или вестибюль (эст. vorhus ), служил в Средние века помещением для торжественных приёмов и праздников горожан. Здесь выступали также прибывшие в город странствующие музыканты и актёры.

Бюргерский зал характеризуется обилием света. Пилоны, несущие готический сводчатый зал, украшает богатый красками ёлочный узор. Оригинальная роспись пилонов видна на двух сторонах колонны со стороны главной лестницы. В зале внимание привлекают великолепные городские гербы и располагающаяся над дверью, ведущей в зал магистрата, надпись напоминанием:

От лета господня 1651. Ратман , кто бы ты ни был, входя в сей дом для исполнения твоего долга, оставь за порогом все личные треволнения: гнев, обиду, вражду, дружбу, лесть; себя самого и свои заботы посвяти обществу, ибо каков ты к другим - справедлив или несправедлив, таким ты предстанешь перед господним судом.

Зал магистрата

Зал магистрата - самое главное помещение ратуши. Здесь собирался городской магистрат, или городская управа. Впервые упоминание о городском магистрате встречается в грамоте датского короля Эрика V от 15 мая 1248 года . В своих решениях Ревальский магистрат исходил из широко использовавшегося в ганзейских городах Любекского права. Магистрат решал все вопросы в Ревале: от налогов до украшений и одежды, устанавливая, кто и что мог носить. В Средние века вознаграждение ратманам за работу не платили, поэтому членами магистрата могли быть только самые состоятельные купцы - члены Большой гильдии. В XV веке магистрат состоял из четырнадцати ратманов и четырёх бургомистров, или председателей магистрата.

Поскольку в границах города магистрату принадлежала и судебная власть, то зал магистрата использовался также в качестве зала суда. Это назначение подчёркивают красный цвет стен в зале и росписи с судебной тематикой.

В зале магистрата удивляет обилие символов. Самые важные произведения искусства в ратуше говорят о морали, справедливости, честности, мудрости и правосудии. Непосредственно с правосудием связаны шесть картин любекского художника Йоганна Акена на библейские темы, относящиеся к XVII веку.

Кухня

В кухонное оборудование входил также лаваторий - ниша для мытья рук с небольшим окном. Длинный жёлоб из природного камня открывался прямо на улицу. Воду ратуша получала из расположенного на рыночной площади колодца, дождевую воду также собирали в большие бочки.

В конце стены кухни находился туалет для ратманов. Средневековая туалетная система была единой по всему дому и относительно хорошо сохранилась до сих пор. При входе в башню обратите внимание на туалетную комнатку башенного сторожа.

Казначейство

На каждого ратмана возлагались точно определённые обязанности, связанные с управлением одной из областей городской жизни. Ратманы, занимающиеся городским счетоводством и хозяйственными вопросами, работали в городском казначействе (эст. kemerie ). Позднее это представительное помещение было превращено в кабинет мэра города.

Две из картин, находящихся в городском казначействе, являются подарками таллинской Ратуше. Это портрет шведской королевы Кристины в детстве и портрет Карла XI в молодости. Другие картины, также изображающие коронованных лиц Европы, входят в собрание Братства черноголовых . В углу зала со стороны площади видна часть средневекового пола.

См. также

Напишите отзыв о статье "Таллинская ратуша"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Виртуальных прогулок VirtualGuide.ru
  • в коллекции красивых мест Эстонии

Отрывок, характеризующий Таллинская ратуша

Старый граф поехал домой; Наташа с Петей обещались сейчас же приехать. Охота пошла дальше, так как было еще рано. В середине дня гончих пустили в поросший молодым частым лесом овраг. Николай, стоя на жнивье, видел всех своих охотников.
Насупротив от Николая были зеленя и там стоял его охотник, один в яме за выдавшимся кустом орешника. Только что завели гончих, Николай услыхал редкий гон известной ему собаки – Волторна; другие собаки присоединились к нему, то замолкая, то опять принимаясь гнать. Через минуту подали из острова голос по лисе, и вся стая, свалившись, погнала по отвершку, по направлению к зеленям, прочь от Николая.
Он видел скачущих выжлятников в красных шапках по краям поросшего оврага, видел даже собак, и всякую секунду ждал того, что на той стороне, на зеленях, покажется лисица.
Охотник, стоявший в яме, тронулся и выпустил собак, и Николай увидал красную, низкую, странную лисицу, которая, распушив трубу, торопливо неслась по зеленям. Собаки стали спеть к ней. Вот приблизились, вот кругами стала вилять лисица между ними, всё чаще и чаще делая эти круги и обводя вокруг себя пушистой трубой (хвостом); и вот налетела чья то белая собака, и вслед за ней черная, и всё смешалось, и звездой, врозь расставив зады, чуть колеблясь, стали собаки. К собакам подскакали два охотника: один в красной шапке, другой, чужой, в зеленом кафтане.
«Что это такое? подумал Николай. Откуда взялся этот охотник? Это не дядюшкин».
Охотники отбили лисицу и долго, не тороча, стояли пешие. Около них на чумбурах стояли лошади с своими выступами седел и лежали собаки. Охотники махали руками и что то делали с лисицей. Оттуда же раздался звук рога – условленный сигнал драки.
– Это Илагинский охотник что то с нашим Иваном бунтует, – сказал стремянный Николая.
Николай послал стремяного подозвать к себе сестру и Петю и шагом поехал к тому месту, где доезжачие собирали гончих. Несколько охотников поскакало к месту драки.
Николай слез с лошади, остановился подле гончих с подъехавшими Наташей и Петей, ожидая сведений о том, чем кончится дело. Из за опушки выехал дравшийся охотник с лисицей в тороках и подъехал к молодому барину. Он издалека снял шапку и старался говорить почтительно; но он был бледен, задыхался, и лицо его было злобно. Один глаз был у него подбит, но он вероятно и не знал этого.
– Что у вас там было? – спросил Николай.
– Как же, из под наших гончих он травить будет! Да и сука то моя мышастая поймала. Поди, судись! За лисицу хватает! Я его лисицей ну катать. Вот она, в тороках. А этого хочешь?… – говорил охотник, указывая на кинжал и вероятно воображая, что он всё еще говорит с своим врагом.
Николай, не разговаривая с охотником, попросил сестру и Петю подождать его и поехал на то место, где была эта враждебная, Илагинская охота.
Охотник победитель въехал в толпу охотников и там, окруженный сочувствующими любопытными, рассказывал свой подвиг.
Дело было в том, что Илагин, с которым Ростовы были в ссоре и процессе, охотился в местах, по обычаю принадлежавших Ростовым, и теперь как будто нарочно велел подъехать к острову, где охотились Ростовы, и позволил травить своему охотнику из под чужих гончих.
Николай никогда не видал Илагина, но как и всегда в своих суждениях и чувствах не зная середины, по слухам о буйстве и своевольстве этого помещика, всей душой ненавидел его и считал своим злейшим врагом. Он озлобленно взволнованный ехал теперь к нему, крепко сжимая арапник в руке, в полной готовности на самые решительные и опасные действия против своего врага.
Едва он выехал за уступ леса, как он увидал подвигающегося ему навстречу толстого барина в бобровом картузе на прекрасной вороной лошади, сопутствуемого двумя стремянными.
Вместо врага Николай нашел в Илагине представительного, учтивого барина, особенно желавшего познакомиться с молодым графом. Подъехав к Ростову, Илагин приподнял бобровый картуз и сказал, что очень жалеет о том, что случилось; что велит наказать охотника, позволившего себе травить из под чужих собак, просит графа быть знакомым и предлагает ему свои места для охоты.
Наташа, боявшаяся, что брат ее наделает что нибудь ужасное, в волнении ехала недалеко за ним. Увидав, что враги дружелюбно раскланиваются, она подъехала к ним. Илагин еще выше приподнял свой бобровый картуз перед Наташей и приятно улыбнувшись, сказал, что графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей, про которую он много слышал.
Илагин, чтобы загладить вину своего охотника, настоятельно просил Ростова пройти в его угорь, который был в версте, который он берег для себя и в котором было, по его словам, насыпано зайцев. Николай согласился, и охота, еще вдвое увеличившаяся, тронулась дальше.
Итти до Илагинского угоря надо было полями. Охотники разровнялись. Господа ехали вместе. Дядюшка, Ростов, Илагин поглядывали тайком на чужих собак, стараясь, чтобы другие этого не замечали, и с беспокойством отыскивали между этими собаками соперниц своим собакам.
Ростова особенно поразила своей красотой небольшая чистопсовая, узенькая, но с стальными мышцами, тоненьким щипцом (мордой) и на выкате черными глазами, краснопегая сучка в своре Илагина. Он слыхал про резвость Илагинских собак, и в этой красавице сучке видел соперницу своей Милке.
В середине степенного разговора об урожае нынешнего года, который завел Илагин, Николай указал ему на его краснопегую суку.
– Хороша у вас эта сучка! – сказал он небрежным тоном. – Резва?
– Эта? Да, эта – добрая собака, ловит, – равнодушным голосом сказал Илагин про свою краснопегую Ерзу, за которую он год тому назад отдал соседу три семьи дворовых. – Так и у вас, граф, умолотом не хвалятся? – продолжал он начатый разговор. И считая учтивым отплатить молодому графу тем же, Илагин осмотрел его собак и выбрал Милку, бросившуюся ему в глаза своей шириной.
– Хороша у вас эта чернопегая – ладна! – сказал он.
– Да, ничего, скачет, – отвечал Николай. «Вот только бы побежал в поле матёрый русак, я бы тебе показал, какая эта собака!» подумал он, и обернувшись к стремянному сказал, что он дает рубль тому, кто подозрит, т. е. найдет лежачего зайца.
– Я не понимаю, – продолжал Илагин, – как другие охотники завистливы на зверя и на собак. Я вам скажу про себя, граф. Меня веселит, знаете, проехаться; вот съедешься с такой компанией… уже чего же лучше (он снял опять свой бобровый картуз перед Наташей); а это, чтобы шкуры считать, сколько привез – мне всё равно!
– Ну да.
– Или чтоб мне обидно было, что чужая собака поймает, а не моя – мне только бы полюбоваться на травлю, не так ли, граф? Потом я сужу…
– Ату – его, – послышался в это время протяжный крик одного из остановившихся борзятников. Он стоял на полубугре жнивья, подняв арапник, и еще раз повторил протяжно: – А – ту – его! (Звук этот и поднятый арапник означали то, что он видит перед собой лежащего зайца.)
– А, подозрил, кажется, – сказал небрежно Илагин. – Что же, потравим, граф!
– Да, подъехать надо… да – что ж, вместе? – отвечал Николай, вглядываясь в Ерзу и в красного Ругая дядюшки, в двух своих соперников, с которыми еще ни разу ему не удалось поровнять своих собак. «Ну что как с ушей оборвут мою Милку!» думал он, рядом с дядюшкой и Илагиным подвигаясь к зайцу.